Перед авторами настоящего тома, в котором дается описание самых древних храмовых росписей Новгорода, стояли две основные задачи: первая - возможно более полно и точно описать и охарактеризовать особенности всевбтвъх сохранившихся фрагментов фресок, собрать и опубликовать все известные сегодня документальные сведения о них, а также об истории их открытия и исследования; вторая - осветить наиболее важные проблемы, связанные с изучением общих художественных процессов, определявших внжпостиль и образный строй издаваемых памятников Решению первой задачи посвящена каталожная часть Свода, решению второй - статья, ее предваряющая Ряд вопросов, рассматриваемых в ней, касается проблемы периодизации я датировки, поскольку не все памятники имеют зафиксированные в летописях даты, либо разные письменные источники дают датировки, противоречащие друг другу, как в случае с росписью Софийского собора Другие вопросы связаны с возможностью выявления разных направлений и тенденцийвтвкъ, существовавших в границах стиля общего для периода, которому посвящен данный том, - конец XI - первая четверть XII в Памятники Новгорода этого времени образуют, даже по сравнению с ансамблями Киева, не говоря уж о Чернигове, Переяславле Южном или Полоцке, цельную группу, дающую достаточно полную и яркую картину художественной жизни одного из наиболее крупных культурных центров Древней Руси Их исследование позволяет по-новому взглянуть на проблему культурных контактов Новгорода, понять механизм взаимодействия столичного и провинциального начала в искусстве македонской и комниновской эпохи, поставить вопрос о степени влияния на стиль памятников вкусов заказчиков Что внутри? Содержание 1 | 2 Иллюстрации Авторы Лев Лифшиц Владимир Сарабьянов Татьяна Царевская.